Печать

Normal 0 false false false RU X-NONE AR-SA MicrosoftInternetExplorer4

ИСТОРИЯ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Распространение Мухаммадом ибн ‘Абдуль-Ваhhабом и его сторонниками своего опасного учения сопровождалось захватом земель и подчинением себе одного за другим разных племен востока Аравийского полуострова, – они силой оружия навязывали жителям этих регионов свою идеологию. Они оккупировали Йемен и две святыни мусульман – Мекку и Медину, а также захватили племена Хиджаза. Влияние этого течения достигло стран Шама (они дошли до г. Аль-Музайриба).

Все началось с того, что ваххабиты с целью повлиять на мусульманских ученых, проживающих в городах Мекке и Медине, направили к ним группу миссионеров. По прибытии на место, сторонники Ибн ‘Абдуль-Ваhhаба изложили свои убеждения мусульманским ученым, приведя им ложные аргументы. Мусульманские ученые, отвечая ваххабитам, опровергли их убеждения, предъявив неопровержимые доказательства ложности их взглядов, на что у ваххабитов не нашлось аргументов. В результате мусульманские ученые убедились, что ваххабиты – не сведущие в религии люди, и это позволило им сравнить ваххабитов с ослами, сбежавшими от львов. Теологи увидели, что эти люди без основания называли мусульман кяфирами. В итоге ученые вынесли решение, которое направили религиозному судье г. Мекки, и суд подтвердил решение ученых, сделав со своей стороны заключение об отступлении ваххабитов от Веры по причине не соответствия Исламу их убеждений. Судья г. Мекки предупредил всех людей, об опасности этого экстремистского течения. Это событие произошло во время правления шарифа Мас‘уда ибн Са‘ида (ум. в 1745 г.), который приказал заключить ваххабитских миссионеров в тюрьму. Однако, некоторым из них удалось бежать и вернуться в провинцию Ад-Дар‘ия, которая располагалась на востоке Аравийского полуострова. Они рассказали своим единомышленникам о том, что с ними произошло. Это известие привело ваххабитов к еще большему упорству в своих заблуждениях и высокомерию.

После этого события правители г. Мекки установили для людей из местности Ад-Дар‘ия запрет на совершение Хаджа[1] и на въезд в г. Мекку. Ответным шагом ваххабитов стали провокационные нападения на племена, находившиеся в подчинении правителя г. Мекки. В результате этого начались военные действия между ваххабитскими группировками и войсками наместника султана – шарифа Галиба ибн Муса‘ида. Начало войны приходится на 1785 г. В ходе военных столкновений велись бои с большими потерями с обеих сторон.

Движение экстремистов набирало силу за счет племен, которые прежде были подвластны правителю г. Мекки: ваhhабиты подчиняли себе людей с помощью денег или силы.
В 1797 г., в месяце Зуль-Ка‘да, многочисленная армия ваhhабитов осадила г. Ат-Тоиф; оккупировав город, они убили много людей – мужчин, стариков, женщин и детей. Спастись удалось немногим. Город был полностью разграблен; были сожжены ценные религиозные книги.

Ваххабиты запланировали захват г. Мекки, но в городе в это время были паломники из мест Шама и Египта, которые могли оказать им сопротивление. Тогда ваххабиты решили отложить поход на Мекку, переждав время Хаджа. Во избежание кровопролития правитель Мекки вынужден был отступить в
г. Джидду. Он заключил с ваhhабитами пакт о ненападении
8 числа месяца Мухаррама 1798 г. Взяв Мекку без боя, войска ваххабитов в течение 14-ти дней заставляли жителей города повторять шahaдaтан[2] якобы для возвращения к Исламу[3]. Они запретили мусульманам выполнять обряды, которые не соответствовали ваххабитской идеологии, такие как зиярат, тауссуль и др. Затем ваххабиты направились вместе со своим войском в Джидду для битвы с правителем Мекки. После того, как город был окружен врагами, шариф Голиб использовал против них артиллерию, и после восьми дней осады ваххабиты, понеся крупные потери, вынуждены были вернуться к себе в провинцию. Однако при отступлении они оставили в Мекке свой военный гарнизон, назначив наместником шарифа ‘Абдуль-Му‘ина – родного брата шарифа Голиба. Шариф ‘Абдуль-Му‘ин согласился стать наместником с тем, чтобы охранять жителей города. А в месяце Роби‘уль-Аууаль этого же года шариф Голиб направился вместе с наместником Османской импери в Джидде шарифом Пашой на Мекку. Прибыв в город, он очистил его от ваххабитских войск, тем самым вернув власть в свои руки.

Ослабев в результате битв, ваххабиты покинули Мекку и отправились воевать с племенами близлежащих мест. Захватив город Ат-То`иф, они поставили в нем своего наместника – ‘Усмана Аль-Мудьяфий. Он вступил в сражение с племенами, жившими в окрестностях городов Мекки и Медины, и захватил все племена, которые до этого были под властью правителя Мекки. После этого наместник ваххабитов с многочисленной армией двинулся на захват Мекки. В 1800 г. ваххабиты окружили город со всех сторон и перекрыли все доступы к нему. На долю жителей Мекки выпало очень много страданий: не хватало продуктов питания либо они были очень дороги. Из-за сильного голода жители города были вынуждены есть кошек и собак. Чтобы спасти население шариф Голиб был вынужден заключить с ваххабитами договор о мире. Для этой цели к ваххабитам были направлены посредники с предложением о перемирии, в которых оговаривались особые условия безопасности в отношении жителей Мекки, а также условие о сохранении правления в городе за шарифом Голибом. Перемирие было заключено, и в конце месяца Зуль-Ка‘да ваххабиты вошли в Мекку. В это же время они захватили Медину. Ваххабиты разграбили святую комнату в Мечети Пророка, мир Ему, в которой находится могила Пророка, мир Ему, и вынесли из нее все сокровища. Разрушив много строений в городе и принеся много горя его жителям, ваххабиты назначили наместником Медины Мубарака ибн Мудьяна и властвовали над Священными городами семь лет.

Во время своего правления ваххабиты запрещали мусульманам стран Шама и Египта совершать Хадж со своим имуществом и оружием. Проявив неуважение к Ка‘бе[4], ваххабиты разграбили все ее украшения и покрыли черной мешковиной. Они заставляли людей принимать их убеждения, разрушали купола над могилами святых людей. Это происходило в то время, когда внутри Османского государства происходил раскол, менялись султаны, велись войны с другими государствами. В 1806 г. султан Махмуд Xaн II издает указ для своего наместника в Египте Мухаммада ‘Али Паши «О подготовке большой армии для войны с ваххабитами». Во главе этой армии становится сын Мухаммада ‘Али Паши – Тусун Паша. Армия вышла из Египта в месяце Рамадан этого же года. Войска Тусун Паши шли через море и сушу и, дойдя до города Юмбу`, освободили его от ваххабитов. Затем они двинулись к местностям Ас-Софра и Аль-Хадида, где вступили в бой с ваххабитами. В этом бою армия Тусун Паши понесла большие потери, так как ваххабитов поддерживали многие племена бедуинов, хорошо знавших район военных действий. Это явилось причиной поражения армии Тусун Паши и захвата ваххабитами многочисленных трофеев. Это произошло в месяце Зуль-Хиджа в 1806 г. После этого малочисленные остатки армии Тусун Паши вернулись в Египет.

Потерпев поражение в 1807 г. Мухаммад ‘Али Паша подготовил новую армию и лично возглавил ее. С хорошо организованной армией, имевшей на вооружении восемнадцать пушек со снаряжением к ним, он отправился в путь в месяце Ша‘бан этого же года. Он освободил города Ас-Софра и Аль-Хадида в месяце Рамадан без вооруженного столкновения, а посредством особой тактики действий и щедрых подарков; ему удалось избежать сопротивления многих бедуинских племен. Он выплачивая им ежемесячное вознаграждение. К такой тактике при завоевании городов ‘Али Паша обратился по совету шарифа Голиба, внешне как будто бы подчинившегося ваххабитам. В первом походе против ваххабитов войска Тусун Паши потерпели поражение из-за несогласования своих действий с шарифом Голибом. В конце месяца Зуль-Ка‘да этого года армия ‘Али Паши вошла в город Медину и освободила его. Когда вести о победах над ваххабитами дошли до Египта, в стране был объявлен трехдневный праздник, были украшены улицы и давались праздничные салюты. Армия ‘Али Паши была поделена на две части. Одна из них в начале месяца Мухаррам 1807 г. направилась через море в Джидду. Все эти успехи, достигнутые армией ‘Али Паши без применения военной силы, были следствием заключения ‘Али Пашой тайного союза с шарифом Голибом. Когда ваххабиты узнали, что армия султана вошла в Джидду, они вместе со всеми их лидерами покинули Мекку, оставив город войскам ‘Али Паши. Когда войска Мухаммада ‘Али Паши освободили города Мекку и Джидду, наместник ‘Усман Аль-Мудьяфий со своими войсками и лидером ваххабитов Са‘удом убежали в местность Ад-Дар‘ыйя, оставив город Ат-То`иф.

В месяце Роби‘уль-Аууаль, в 1808 г., ‘Али Паша отправил в резиденцию султана делегацию с ключами от освобожденных городов, это означало, что он успешно выполнил свою миссию. В почетном сопровождении делегация прибыла во дворец и в торжественной обстановке, сопровождаемой боем барабанов, вручила ключи султану. По этому поводу были устроены праздничные мероприятия. Вначале были награждены люди, которые доставили султану ключи от городов. Сам ‘Али Паша был повышен в титуле, и он был уполномочен распределить среди своих воинов награды за успешное ведение военных действий.

В месяце Шаууаль, в 1808 г., Мухаммад ‘Али Паша отправился в Хиджаз. До его отъезда шариф Голиб арестовал
наместника ваххабитов Ат-То`ифа ‘Усмана Аль-Мудьяфий, которого позже, в месяце Зуль-Ка‘да того же года, заковав в цепи, отправил в Египет. Из Египта наместника ваххабитов отправили в резиденцию султана, где его казнили. В это же время Мухаммад ‘Али Паша прибыл в Meкку и отправил шарифа Голиба[5] в резиденцию султана, а на его место поставил наместником шарифа Яхью ибн Сурура ибн Муса‘ида, племянника шарифа Голиба. В месяце Мухаррам, в 1809 г., в резиденцию султана был переправлен лидер ваххабитов, который стоял до этого у власти в городе Медина, Мубарак ибн Мудьян. Его провезли по городу, чтобы показать жителям, после чего казнили и выставили его голову на дворцовой площади.

Что касается шарифа Голиба, то его поселили в городе Солоники, предоставив все необходимое. После его смерти
(в 1811 г.) – над его могилой был воздвигнут купол, и люди стали совершать к нему зиярат.

После этого Мухаммад ‘Али Паша направил большую армию в города Тюрба, Биша, в местности Гомид, 3ahpaн и ‘Асир для полного искоренения ваххабитской идеологии. В месяце Ша‘бан, в 1809 г., ‘Али Паша сам поехал в эти города, где уничтожил и взял в плен множество ваххабитов, и разрушил их жилища.

В месяце Джамадаль-Уля, в 1809 г., умер Са‘уд, и главой ваххабитского королевства стал его сын ‘Абдуллаh ибн Са‘уд, который продолжил отстаивание их идеологии. После окончания военных действий ‘Али Паша совершил Хадж и остался в Мекке до месяца Раджаб (в 1810 г.). Затем он направился в Египет, поставив наместником Мекки Хасана Пашу и в середине месяца Ша‘бан, в 1810 г., добрался до места. Мухаммад ‘Али Паша прожил в Хиджазе один год и семь месяцев. За это время он навел в Мекке порядок, уничтожив всех последователей вaххабизма из многих бедуинских племен Хиджаза и Востока. В результате остался лишь один центр ваhhабизма – в Ад-Дар‘ыйя во главе с ‘Абдуллаhом ибн Са‘удом.

Мухаммад ‘Али Паша подготовил войско для войны с остатками ваххабитов, во главе которого поставил своего сына Ибраhима Пашу. Ранее ‘Абдуллаh ибн Са‘уд переписывался с Тусун Пашой – другим сыном Мухаммада ‘Али Паши, – когда тот находился в Медине. Причиной этой переписки было стремление Ибн Са‘уда заключить со своим противником мирный договор, в соответствии с которым он вошел бы в подчинение ‘Али Паши и одновременно остался бы у власти в провинции Ад-Дар‘ыйя. Однако ‘Али Паши на это не согласился. Не довольный действиями своего сына Тусуна Мухаммад ‘Али Паша издал приказ о подчинении всех войск другому его сыну – Ибраhиму Паше. Войска Ибраhима Паши прибыли в Ад-Дар‘ыйю в 1812 г., где начались ожесточенные бои между ними и армией ‘Абдуллаhа ибн Са‘уда, описание которых займет много времени.

В месяце Зуль-Ка‘да, в 1813 г., ‘Абдуллаh ибн Са‘уд был арестован. Узнав об этом, мусульмане Египта устроили семидневный праздник с салютом тысячи пушек, и были украшены городские улицы. 17 числа месяца Мухаррам, в 1814 г., в Египет доставили пленных: в числе которых был ‘Абдуллаh ибн Са‘уд и другие лидеры ваххабитов. Был устроен публичный показ ваххабитов. После этого ‘Абдуллаhа ибн Са‘уда привели к Мухаммаду ‘Али Паше, и между ними произошел следующий разговор. ‘Али Паша спросил: «Почему ты так долго шел к нам?». Ибн Са‘уд ответил: «В войнах бывают и победы, и поражения». Далее ‘Али Паша спросил: «Как вел себя Ибраhим Паша в бою?». ‘Абдуллаh ибн Са‘уд ответил: «Он старался как мог, и мы старались, но произошло то, что было суждено». У ‘Абдуллаhа ибн Са‘уда был железный сундучок. Указав на него, ‘Али Паша спросил: «Что в нем?» Ибн Са‘уд ответил: «Этот сундук мой отец взял из святых мест, а я хочу передать это султану». ‘Али Паша приказал открыть этот сундук. В нем было три прекрасно оформленных экземпляра Кур`ана, триста красивейших жемчужин большого размера, огромный изумруд и золотая цепь. ‘Али Паша сказал: «Вами было награблено в святых местах намного больше, чем в этом сундуке». Ибн Са‘уд сказал: «Я нашел это у своего отца, а остальное отец раздал жителям Мекки и Медины, бедуинам и шарифу Мекки». ‘Али Паша ответил: «Это верно, так как некоторые драгоценные вещи я действительно видел у шарифа Мекки». Затем ‘Абдуллаhа ибн Са‘уда отправили в Стамбул, в резиденцию султана Махмуда Хана II.

Ибраhим Паша вернулся из Хиджаза в Египет в месяце Мухаррам, 1815 г., разрушив местность Ад-Дар‘ыйя до основания. В том же году в месяце Роби‘уль-Аууаль ибн Са‘уда привезли в резиденцию султана. Его показали жителям Стамбула, а позже он был казнен в местности hамайон.

Это – описание истории ваххабитского движения в сокращенном виде. А более подробное описание этих событий потребует много времени и труда.

Возникновение ваххабитского движения явилось сущим бедствием для мусульманских стран, потому что ваххабиты принесли людям много страданий, ими было похищено много драгоценностей из святых мест и имущество людей, они распространили среди мусульман большое зло, было пролито много крови невинных людей, посеян раскол в Исламском мире. Поистине, нет сохранности от совершения греха и нет силы для выполнения повелений Аллаhа кроме как от Аллаhа. Да сохранит нас Аллаh, оградив от вреда заблудших!

Многие Хадисы Пpopoкa Мухаммада, мир Ему, ясно указывают на появление течения ваhhабитов. К примеру, следующий Хадис:

حَدَّثَنَا أَبُو النُّعْمَانِ حَدَّثَنَا مَهْدِيُّ بْنُ مَيْمُونٍ سَمِعْتُ مُحَمَّدَ بْنَ سِيرِينَ يُحَدِّثُ عَنْ مَعْبَدِ بْنِ سِيرِينَ عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ يَخْرُجُ نَاسٌ مِنْ قِبَلِ الْمَشْرِقِ وَيَقْرَءُونَ الْقُرْآنَ لَا يُجَاوِزُ تَرَاقِيَهُمْ يَمْرُقُونَ مِنْ الدِّينِ كَمَا يَمْرُقُ السَّهْمُ مِنْ الرَّمِيَّةِ ثُمَّ لَا يَعُودُونَ فِيهِ حَتَّى يَعُودَ السَّهْمُ إِلَى فُوقِهِ قِيلَ مَا سِيمَاهُمْ قَالَ سِيمَاهُمْ التَّحْلِيقُ أَوْ قَالَ التَّسْبِيدُ

«Появятся люди со стороны Востока, которые читают Кур`ан неискренне. Они отходят от Ислама словно стрела, уклоняющаяся от мишени[6]. Их признак – бритые головы».

Этот Хадис передал имам Аль-Бухарий в книге «Сахих». Также этот Хадис передан по разным цепочкам передачи, как например, в книге «Ас-Сунан» Абу Даууда и в других книгах, поэтому нет необходимости подробно говорить о цепочках передачи этих Хадисов, так, как они правдивы и известны во всем Исламском мире.

В приведенном изречении Пророка Мухаммада, мир Ему, имеется ясное предсказание появления течения ваhhабитов, так как они приказывали своим сторонникам брить голову, и этого признака (бритья головы) не было у других предшествующих им вредоносных течений. Имам Саид ‘Абдур-Рахман Аль-Аhдаль, муфтий города Забид, сказал, что нет необходимости писать много опровержений идеологии ваххабитов, – достаточно в качестве доказательства против них сказанного Пророком, мир Ему, о том, что их признак – бритье головы, так как этого не было у других заблудших течений.

Известен случай, происшедший при жизни Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваhhаба. Однажды он приказал одной женщине побрить голову, на что она ответила: «Коли ты приказываешь женщинам сбривать свои волосы, которые являются украшением для них, то прикажи мужчинам сбрить бороды, которые являются украшением мужчины». На это Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб не нашелся что ответить.

Одно из многих заблуждений ваххабитов заключается в том, что они запрещают людям просить заступничество у Пророка Мухаммада, мир Ему, несмотря на то, что существует множество Хадисов, где упоминается о заступничестве Пророка Мухаммада, мир Ему, за свою общину. Как, например, этот Хадис:

شفاعتي لاهل الكبائر من امتي

«Мое заступничество за мусульман совершивших большие грехи из Моей общины».

Это изречение передал Абу Даууд, Ат-Тирмизий, Ибн Хиббан и Ахмад.

Ваххабиты запретили людям читать книгу «Даля`иль аль-Хайрат» («Указатели к добру»), содержащую различные виды салауатов, утверждая без основания, что это – ширк. Они также запретили повторять салауат в адрес Пророка Мухаммада, мир Ему, вслух после чтения Азана. Бывало, что ваххабиты подвергали казни людей, совершающих это благое деяние. Передано, что во время жизни основателя ваххабизма один богобоязненный слепой муаззин после Азана повторил вслух салауат в адрес Пророка Мухаммада, мир Ему. Ваххабиты схватили его и привели к Ибн Абдуль Ваhhабу, который приказал казнить этого человека.

Если бы я взялся описать все злодеяния ваххабитов, то получилось бы много книг, но даже из того, что было написано выше, читателю станет ясно – кто эти люди и какие цели они преследуют.

Аллаh знает все!



[1] Паломничество в Мекку.

[2] Исламские свидетельства.

[3] Для принятия Ислама произносят слова 2-х Свидетельств Ислама: «Нет божества кроме Аллаhа, и Мухаммад – Его Посланник» или другие слова, имеющие этот смысл.

[4] Мечеть в Мекке, главная мусульманская святыня.

[5] Его правление в Meккe продолжалось 26 лет.

[6] Т.е. эти не следуют Истинным Путем.