PDF Печать E-mail

Normal 0 false false false RU X-NONE AR-SA MicrosoftInternetExplorer4

ЗАБЛУЖДЕНИЕ ВАХХАБИТОВ

 

Автор книги – муфтий Мекки Ас-Сайид Ахмад ибн Зейний Дахлян (1812-1884)

 

Во время правления султана Салима Хана-III произошло множество событий. Одно из них – появление ваххабитского течения, источник которого – местность Наджд. Последователи этого течения оккупировали две мусульманские святыни – Мекку и Медину и запретили совершать паломничество к святым местам жителям стран Шама и Египта. Ваххабиты начали военные действия против шарифа Голиба ибн Муса‘ида, который был наместником султана в местности Хиджаз. Его резиденция располагалась в городе Мекке.

Начало этих военных действий со стороны ваххабитов приходится на 1785 год. Но, это течение появилось задолго до вышеописанных событий. Сторонники Ибн ‘Абдуль-Ваhhаба организовали свое движение в местности Аяйна и затем стали распространять свою идеологию и экстремистскую деятельность на другие регионы Аравийского полуострова и сопредельные страны. Среди людей живших в этих местах были многочисленные жертвы. Разбойным путем было награблено большое количество ценностей и много свободных женщин было обращено в рабство.

Основатель этого экстремистского течения Мухаммад ибн ‘Абдуль-Bahhaб был родом из восточной части Аравийского полуострова. Он прожил около ста лет, что способствовало большему распространению этой ложной идеологии. Мухаммад ибн ‘Абдуль-Bahhaб родился в 1111 г. по hиджре (1691 г.), умер в 1206 г. по hиджре (1786 г.). Один мусульманский ученый зашифровал год смерти основателя ваhhабизма следующей фразой:

”بَدَا هَلاكُ الْخَبِيثِ“

«Наступила смерть злодея»

Это он сделал, используя арабскую систему замены цифр на буквы. Он заменил цифры года смерти Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваhhаба буквами и получил словосочетание написанное выше.

В юности Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб обучался религиозным знаниям в городе Пророка Мухаммада, мир Ему, – Пресветлой Медине. Его отец, а также родной брат, шейх Сулейман, были Исламскими теологами. Замечая неблаговидные поступки Мухаммада ибн ‘Абдуль-Bahhaбa и проявление упрямства во многих религиозных вопросах, его отец, брат и учителя увидели предпосылки его будущих заблуждений. Они осудили Мухаммада ибн ‘Абдуль-Bahhaбa и предостерегли мусульман от исходившей от него опасности, так как он своими словами и действиями вводил в заблуждение многих людей не сведущих в религиозных вопросах.

Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб, безосновательно обвинив в неверии всех мусульман, отклонился от пути праведных Имамов и попал в заблуждение. Он утверждал, что посещение могил Пророков, мир Им, святых людей и тауассуль[1] через них, является ширком[2]. Он также считал ширком если, человек ссылает какое-либо из действий к чему- или к кому-либо, кроме Аллаhа, даже если эти слова употребляются в переносном смысле. Например, людей, которые говорят: «мне помогло это лекарство» или «мне помог этот святой при тауассуль» он называл язычниками. При этом, пытаясь обманным путем обосновать свои утверждения, Мухаммад ибн ‘Абдуль-Bahhaб ссылался на источники, в которых не было подтверждения его словам. Силой своего красноречия ему удавалось убедить несведущих людей принять его ложные воззрения, и далее он внушал им, что мусульмане, не следующие за ним, – якобы вероотступники. В целях привлечения людей он написал книги, в которых пропагандировал свою идеологию.

Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб установил связь с известными политиками и авторитетными людьми из местности Ад-Дар‘ыйя[3], и те, заинтересованные в укреплении и распространении своей политической власти, оказали поддержку движению Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваhhаба, предоставив ему армию. Благодаря такому сотрудничеству им удалось подчинить себе кочевые бедуинские племена, сделав их бесплатной военной силой. Эти люди, не имевшие религиозных знаний, поддались на «проповедь» Мухаммада ибн ‘Абдуль-Bahhaбa, убеждавшего их в том, что якобы разрешено уничтожать тех, кто не пошел по ложному пути ваhhабитов, а их имущество забирать себе. Начало деятельности ибн ‘Абдуль-Bahhaбa приходится на 1723 г., а массовое распространение экстремистского течения вaххaбизм началось в 1730 г.

Мусульманские ученые осудили деятельность Мухаммада ибн ‘Абдуль-Bahhaбa и его сторонников, написав книги о несоответствии Исламу его убеждений. В их числе были его родной брат – шейх Сулейман, и его учителя.

Одним из сторонников распространения ваххабизма стал принц местности Ад-Дар‘ыйя Мухаммад ибн Са‘уд из племени Бани Хунайфа (из этого же племени был Мусайлима аль-Каззаб, объявивший себя Пророком еще при жизни Пророка Мухаммада, мир Ему). После смерти принца Мухаммада ибн Са‘уда, эту идеологию продолжал поддерживать его сын – ‘Абдуль-‘Азиз ибн Мухаммад ибн Са‘уд. Многие учителя Ибн ‘Абдуль-Bahhaбa в Пресветлой Медине говорили, что те, кто последуют за ним, окажутся в числе несчастных, что и произошло в дальнейшем.

Ибн ‘Абдуль-Ваhhаб утверждал, что он образовал это течение для очищения вероубеждения по вопросу Единобожия и освобождения его от ширка. Но это – ложь, по его мнению получается, что мусульмане, жившие на протяжении столетий до него, якобы были язычниками, а он возобновил Ислам.

Аяты из Священного Кур`ана, в которых осуждались язычники, он направлял в адрес мусульман.

Вот некоторые из этих Аятов (Сура «Аль-Ахкаф», Аят 5):

«Находятся в заблуждении те, которые поклоняются помимо Аллаhа тому, кто не ответит им до Судного Дня, и поклонение их напрасно».

В другом Аяте (Сура «Юнус», Аят 106) сказано:

﴿ولا تَدْعُ مِنْ دُونِ اللهِ ما لا يَنْفَعُكَ ولا يَضُرُّك

«Не поклоняйся помимо Аллаhа тому, что ничего не создает, не поможет тебе и не навредит».

Таких Аятов много. Ваhhабиты толкуют эти Аяты, сравнивая поклонение язычников идолам с зовом мусульман, обращенным к Пророкам и святым людям.

Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб расценивал тауассуль через Пророков, мир Им, и аулия (святых людей), зов о помощи – как ширк (язычество) и утверждал, что это якобы следует из вышеизложенного Аята. Посещение могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, могил Аулия[4] он также называл ширком.

Аяты, сообщавшие о язычниках, поклонявшихся идолам, Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб использовал против мусульман, искажая подлинный смысл сказанного Всевышним. Вот один из таких Аятов (Сура «Аз-Зумар», Аят 3):

﴿ مَا نَعْبُدُهُمْ إِلاَّ لِيُقَرِّبُونَآ إِلى اللهِ زُلْفَى

«Кяфиры сказали: «Мы поклоняемся идолам для того, чтобы они приблизили нас к Аллаhу»».

Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб использовал этот Аят против верующих, приравняв мусульман, совершающих тауассуль, к язычникам. При этом он, пытаясь обосновать это утверждение, говорил, что язычники не были убеждены в том, что идолы создают что-либо, а знали, что создает только Аллаh.

Сказано в Кур`ане (Сура «Аз-Зухруф», Аят 87):

﴿ وَلَئنْ سَأَلْتَهُم مَنْ خَلَقَهُمْ لَيَقُولُنَّ اللهُ

 

«Если спросить их: «Кто создал вас?», они ответят: «Аллаh»».

Сказано в Кур`ане (Сура «Лукман», Аят 25):

وَلَئنْ سَأَلْتَهُم مَنْ خَلَقَ السَّمـوَاتِ وَالأَرْضَ لَيَقُولُنَّ اللهُ ﴿

«Если спросить их: «Кто создал небеса и землю?», они ответят: «Аллаh»».

Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб сказал: «Аллаh назвал кяфирами (неверующими) этих язычников из-за того, что они говорили «чтобы приблизил нас к Аллаhу», поэтому люди, которые посещают могилы Пророков и святых и совершают тауассуль, приравниваются к ним».

Таким образом, он приравнивал к язычникам мусульман, совершающих тауассуль.

В ответ на это теологи заявили, что выводы Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваhhаба ошибочны. Все Исламские ученые единогласно подтвердили, что мусульмане никогда не обожествляли и не обожествляют ни Пророков, ни святых людей и не придают Аллаhу соучастников. Верующие убеждены в том, что все – рабы Аллаhа и созданы Им, и не достойны поклонения. А что касается язычников, в адрес которых были ниспосланы эти Аяты, то они полагали, что идолы достойны поклонения, обожествляли и возвеличивали их, называя их словом «Бог», хотя и были уверены в том, что эти идолы ничего не создают. Мусульмане твердо знают, что Пророки и святые люди не достойны поклонения, не обожествляют и не называют их словом «Бог». Мусульмане убеждены, что Пророки и святые люди – рабы Аллаhа, что они избраны Им: Аллаh наделил Их благословенностью и величием. Благодаря обращению к Пророкам и святым, люди видят проявление к себе Милости Всевышнего Аллаhа. Вышесказанное подтверждается Аятами из Кур`ана и Хадисами Пророка Мухаммада, мир Ему.

Верующие убеждены в том, что Аллаh – Один-Единственный Создатель, что Он создал добро и зло, что только Он достоин наивысшей степени поклонения. Никто не создает действия кроме Аллаhа. Также мусульмане верят в то, что Пророки, мир Им, ничего не создают и не властны ни над добром, ни над злом, и Аллаh смилуется над Своими рабами ради Пророков, мир Им, или святых.

Язычники же совершили ширк: потому что они считали, что идолы достойны поклонения, и обожествляли их. А когда язычникам было доказано, что идолы ничего не создают и не достойны поклонения, то они пытались оправдываться, говоря: «Мы поклоняемся идолам только для того, чтобы приблизили нас к Аллаhу». Так на каком же основании Мухаммад ибн ‘Абдуль-Ваhhаб приравнивал верующих к язычникам?! Вышеперечисленные Аяты были ниспосланы в адрес язычников и кяфиров, и ни один из них не затрагивал мусульман.

Передал Имам Аль-Бухарий от ‘Абдуллаhа ибн ‘Умара, да благословит их Аллаh, что Пророк Мухаммад, мир Ему, описывая хариджитов[5], подтверждал, что Аяты из Кур`ана, адресованные кяфирам, они используют против мусульман.

В другой передаче – Имама Аль-Бухарий от Ибн ‘Умара сказано, что Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

أَخْوَفُ مَا أَخَافُ عَلى أُمَّتِي رَجُلٌ يَتَأَوَّلُ القُرْءانَ يَضَعُهُ فِي غَيْرِ مَوْضِعِهِ

«Одним из самых больших моих переживаний за свою умму (общину) является то, что появятся такие люди, которые будут толковать Кур`ан по-своему (не так, как передано в нашей религии, т.е. будут искажать значение Аятов) и будут использовать это в целях подтверждения своих ложных умозаключений».

Этот и предыдущий Хадисы распространяются на хариджитов и ваххабитов.

Если бы тауассуль, зиярат и другие обряды, которые совершают верующие, были бы ширком (язычеством), то они не исходили бы от Пророка Мухаммада, мир Ему, Его сподвижников, а также от саляфитов и халяфитов. В одном из Хадисов Пророка Мухаммада, мир Ему, приводится следующее Ду‘а[6]:

اللهُمَّ أَسْأَلُكَ بِحَقّ السَّائِلِينَ عَلَيْكَ حسنه الحافظ ابن حجر في نتائج الأفكار

«О, Аллаh! Я прошу Тебя ради тех, которые просят у Тебя (т.е. почётные люди: Пророки и святые люди)»

Это изречение передал Аль-Хафиз ибн Хаджар и дал ему степень «хасан» т.е. хороший.

Нет сомнения в том, что это обращение – тауассуль. Пророк Мухаммад, мир Ему, научил этому Ду‘а Своих сподвижников и советовал им его читать. Подробные объяснения этой темы изложены в религиозных книгах.

Передано в правдивом Хадисе, что когда умерла тетя Пророка, Фатыма дочь Асада (мать имама ‘Али, двоюродного брата Пророка, мир Ему), которая воспитывала Его в детстве, Пророк своими благословенными руками уложил ее в нишу могилы (ляхд) и сказал:

اللهُمَّ اغْفِرْ لأُمِّي فَاطِمَةَ بِنْتِ أَسَد وَوَسِّعْ عَلَيْهَا مَدْخَلَهَا بِحَقِّ نَبِيِّكَ

والأَنْبِيَاءِ الَّذِينَ مِنْ قَبْلِي إِنَّكَ أَرْحَمُ الرَّاحِمِينَ

"О, Аллаh, прости мою «мать» Фатыму дочь Асада и расширь ее могилу ради Твоего Пророка и Пророков, которые были до меня. Воистину, Ты – Милостивый!»

Также передано в правдивом Хадисе, что к Пророку подошел слепой и попросил Его прочитать Ду‘а, чтобы Аллаh вернул тому зрение. Пророк Мухаммад, мир Ему, ответил слепому: «Сделай Таhарат (ритуальное омовение) и читай Намаз из двух рак‘атов с последующим чтением такого Ду‘а (мольбы):

اللهُمَّ إِنِّي أَسْأَلُكَ وَأَتَوَجَّهُ إِلَيْكَ بِنَبِيِّكَ مُحَمَّدٍ نَبِيّ الرَّحْمَةِ

يَا مُحَمَّدُ إِنِّي أَتَوَجَّهُ بِكَ إِلى رَبّي فِي حَاجَتِي لِتُقْضَى لِي اللهُمَّ فَشَفِّعْهُ فِيَّ رواه الطبراني في معجميه الكبير والصغير وصححه

«О, Аллаh! Я прошу Тебя через Твоего Пророка Мухаммада, мир Ему, – Пророка Милости. О, Мухаммад! Я обращаюсь через Тебя к Аллаhу. О, Аллаh! Исполни мою просьбу ради Твоего Пророка». Это изречение передал Ат-Табараний в «Большом» и «Малом» сборниках.

После чтения этого Ду‘а Аллаh даровал слепому зрение.

В другом Хадисе, передано что Пророк Адам, мир Ему, когда съел запретный плод, попросил прощения за этот свой[7] грех у Аллаhа ради Пророка Мухаммада, мир Ему, так как Адам видел имя Мухаммада, мир Ему, на Аль-‘Арше[8], в комнатах Рая и на лбах Ангелов. Адам спросил у Аллаhа: «Кто это?». Аллаh Всевышний ниспослал Ему Откровение означающее: «Это сын из твоего потомства, и если бы не Он, Я не создал бы тебя».

Пророк Адам, мир Ему, читал такое Ду‘а:

اللهُمَّ بِحُرْمَةِ هَذَا الوَلَدِ ارْحَمْ هَذَا الوَالِدَ رواه البيهقي في دلائل النبوة

«О Аллаh, ради такого великого сына прости Его отца».

Это передал Аль-Байhакый в своей книге «Даля`илюн-Нубууа» («Доказательства Пророчества»).

И Аллаh ниспосылает Адаму Откровение:

يَا ءادَمُ لَوْ تَشَفَّعْتَ إِلَيْنَا بِمُحَمَّدٍ فِي أَهْلِ السَّمـاءِ وَالأَرْضِ لَشَفَّعْنَاكَ

«О Адам, если бы ты ради Пророка Мухаммада заступился за жителей Небес и земли, то твое Заступничество (Шафа‘ат) было бы принято».

Передано, что ‘Умар[9] через Аль-‘Аббаса (дядю Пророка) прочитал Ду‘а о ниспослании дождя: «О Аллаh, дай нам дождь ради дяди Твоего Пророка», и по Воле Аллаhа был ниспослан дождь. Это обращение является тауассулем. Существуют и другие Хадисы, подтверждающие вышесказанное, и нет необходимости все их перечислять.

Хадис, в котором упоминается слепой человек, использовали сподвижники Пророка Мухаммада, мир Ему, и саляфиты уже после смерти Пророка, мир Ему. В нем есть слова: «О Мухаммад!», и это является призывом при тауассуле. Тот, кто следует по пути сподвижников Пророка, мир Ему, может найти множество примеров такого призыва.

Один из сподвижников Пророка, мир Ему, Биляль ибн Аль-Харис, подойдя к могиле Пророка, мир Ему, сказал:

”يَا رَسُولَ اللهِ اسْتَسْقِ لأُمَّتِكَ“

رواه البيهقي في شعب الإيمان وصححه وابن حجر في فتح الباري

«О Посланник Аллаhа, прочти Ду‘а о ниспослании дождя для твоей общины».

Об этом случае рассказал имам Аль-Байhакый в книге «Шу‘аб аль-Иман».

Мусульманам известен также призыв при посещении могил, переданный от Пророка Мухаммада, мир Ему:

السَّلامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ القُبُورِ، أَنْتُمُ السَّابِقُونَ وَنَحْنُ اللاَّحِقُون

«Мир вам, о жители могил! Вы – прошедшие, а мы следуем за вами».

Это передано Имамом Муслимом и Ат-Тирмизи, который дал этому изречению степень «хасан».

Один из современников Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваhhаба, бывший его учителем, теолог шейх Мухаммад ибн Сулейман Аль-Курдий, автор книги «Комментарии к объяснениям Ибн Хаджар», критиковал своего ученика отступившего от Истинного Пути. В своем письме к Мухаммаду ибн ‘Абдуль-Ваhhабу ученый написал:

«О, Ибн ‘Абдуль-Ваhhаб! Советую тебе ради Аллаhа, чтобы ты держал язык за зубами и не осквернял мусульман. Если ты слышал от кого-нибудь мнение, что действие происходит от призываемого при тауассуле помимо Воли Аллаhа, то разъясни ему истину. Расскажи ему о том, что все действия происходят по Воле Аллаhа, а если он настаивает на своем мнении, то назови кяфиром (неверующим) только его, но ты не имеешь права всех мусульман называть кяфирами, ведь ты сам отклонился от верного пути, пути большинства. Правильным будет назвать кяфиром того, кто отклонился от пути большинства, потому что он не следует пути верующих».

Доказательство из Кур`ана (Сура «Ан-Ниса`», Аят 115):

﴿ وَمَن يُشَاقِقِ الرَّسُولَ مِنْ بَعْدِ مَا تَبَيَّنَ لَهُ الهُدَى وَيَتَّبِعْ غَيْرَ سَبِيلِ المُؤْمِنِينَ نُوَلِّهِ مَا تَوَلَّى وَنُصْلِهِ جَهَنَّمَ وَسَآءتْ مَصِيرًا

 

«А кто отказывается от Посланника Аллаhа после того, как стал ему ясен Истинный путь, и не следует по пути верующих, понесет наказание за свое неверие: он попадет в Ад и будет пребывать в нем вечно».

В заключении своего письма Мухаммад ибн Сулейман Аль-Курдий написал, что волк нападает на барана, отбившегося от стада.

А что касается посещения могилы Пророка Мухаммада, мир Ему, то это совершали сподвижники Пророка, мир Ему, саляфиты и халяфиты. О почетности этого упоминается во многих Хадисах. Факт того, что разрешен зов, который обращен к кому-либо или к чему-либо, кроме Аллаhа, к отсутствующим или к мертвым и даже к неодушевленным предметам, объясняется во многих Хадисах.

В одном из Хадисов Пророка Мухаммада, мир Ему, сказано:

إِذَا أَفْلَتَتْ دَابَةُ أَحَدِكُمْ بِأَرْضٍ فَلاةٍ فَلْيُنَادِ يَا عِبَادَ اللهِ احْبِسُوا

فَإِنَّ للهِ عِبَادًا يُجِيبُونَهُ

«Если у кого-либо потерялось в открытом поле ездовое животное, пусть скажет: «О рабы Аллаhа, остановите его!». Воистину, у Аллаhа есть рабы, которые ответят ему[10]». Передал Аль-Байhакый в книге «Шу‘аб Аль-Иман» («Ветви Веры») (часть I стр. 445).

И в другом Хадисе, о котором упомянул Аль-Баззар в своей книге «Кашфус-ситар», сказано:

إِذَا أَضَلَّ أَحَدُكُم شَيْئًا أَوْ أَرَادَ عَوْنَا وَهُوَ بِأَرْضٍ لَيْسَ فِيهَا أَنِيسٌ فَلْيَقُلْ يَا عِبَادَ اللهِ أَعِينُونِي وفِي رِوَايَةٍ أَغِيثُونِي فَإِنَّ للهِ عِبَادًا لا تَرَوْنَهُمْ

«Если кто-либо потерял что-либо или нуждается в помощи, и он один в необитаемой местности, то пусть взывает: «О, рабы Аллаhа! Помогите! (в другой передаче «спасите») », т.к. у Аллаhа есть рабы, которых вы не видите».

Однажды ночью, во время путешествия, Пророк Мухаммад, мир Ему, остановился и, обратившись к земле, сказал: «О, земля! Мой Бог и твой Бог – Аллаh».

Когда Пророк, мир Ему, посетил мусульманское кладбище, то сказал такие слова:

السَّلامُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ القُبُورِ

«Мир вам, о жители могил!».

При чтении «Ат-Тахийята» во время совершения Намаза каждый мусульман взывает к Пророку и приветствует Его:

السَّلامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ

«Мир тебе, о Посланник Аллаhа!».

Все это подтверждает, что в зове и тауассуле нет ничего предосудительного, за исключением случая, когда взывающий думает, что тот, через кого он обращается, что-либо создает. Раз взывающий мусульманин убежден, что это действие создает только Аллаh, и никто кроме Аллаhа, то в его обращении к Пророку или к святому нет ничего, нарушающего религию. Также, если человек относит какое-либо действие не к Аллаhу, а к созданному, – это не повредит вере мусульманина, поскольку он убежден, что создает только Аллаh. А раз этот человек уверен, что все создает только Аллаh, то его слова нужно понимать в переносном смысле. Как, например, если кто говорит: «Этот врач вылечил меня». Несмотря на то, что лечение дает только Аллаh, мы понимаем, что врач и само лечение - лишь причины; или же говорит: «Святой помог», даже если он мертвый; или говорит: «Это блюдо насытило меня», или «Вода утолила мою жажду». Все эти высказывания понимаются в переносном смысле. Вера (Исламское мировоззрение) мусульманина подтверждает правильность его убеждений. И нет никаких причин называть неверующим кого-либо из мусульман, употребляющих такие и подобные этим слова.

То, что мы перечислили достаточно для опровержения убеждений Мухаммада ибн ‘Абдуль-Ваhhаба. Если же кто-то хочет глубже ознакомиться с этой темой, пусть обратится к книгам, объясняющим вышеизложенное более подробно. Автор же написал краткое объяснение ошибочности этой идеологии.



[1] Особый религиозный ритуал – обращение к Богу ради Пророков или святых.

[2] Ширк – язычество.

[3] Находится на востоке Аравийского полуострова.

[4] Святых людей.

[5] Последователи одного из сектантских течений, называющих себя Исламскими.

[6] Мольба.

[7] Это был малый грех, не указывающий на подлость совершившего его. Следует помнить, что Пророки защищены от куфра, больших и малых-подлых грехов.

[8] Самое большое тело, созданное Аллаhом; является потолком Рая.

[9] Второй праведный Халиф, один из благочестивых сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему.

[10] Имеются в виду Ангелы.

 
RocketTheme Joomla Templates